Театр всегда у меня
вызывает ощущение, что соприкасаешься с неким тайным
обрядом, граничащим с мистикой, в котором в равной степени
участвуют и актеры, и зрители. Погружаясь в таинственный
полумрак партера или галерки, на несколько часов
переносишься как бы в иное измерение, забывая, что за его
стенами тебя снова ждет куча нерешенных дел.
Но особенно интересно посмотреть театр изнутри. С
актером Александром Арсентьевым
мы встретились на служебном театральном входе, и
он меня повел известными только посвященным «тропами» -
через кулисы (в это время на сцене происходило действо)
темными залами, где точно привидения старинного замка
бесшумно двигались какие-то фигуры, дальше - наверх по
окропленному светом коридору с множеством комнаток.
- Александр,
у вас интересная биография: родились в Тольятти, работали на
АвтоВАЗе, а параллельно играли в
театрах. Так мечтали стать актером?
- Как-то сложилось, в
детстве часто в садике выступал, мои номера пользовались
популярностью. С седьмого класса ходил в детский театр. Но
после школы по настоянию отца закончил ПТУ. Потом была
армия, работа на заводе по специальности - в то время
большие деньги зарабатывали люди, которые могли делать
что-то руками: слесаря, рабочие. Я же себе сказал: такое
время пройдет, и хорошие деньги будут зарабатывать те, кто
работает головой. Решил учиться на юриста, уже готовился
поступать, но с подружкой поехал в местный театр, где
набирался актерский курс и словно само собой поступил.
Родителей ошарашил известием - буду актером. У тех случился
культурный шок (смеется).
Отучившись
полгода, задумал перебираться в Москву, зная, что Марк
Захаров в ГИТИСе
набирает курс. Одновременно начался набор во
МХАТе у Олега Ефремова.
Мне очень хотелось во МХАТ! Мне так нравилась
тамошняя атмосфера! Но в ГИТИСе я
был уже зачисленным студентом, а во МХАТе еще
конкурс не прошел. И встал перед сложным выбором. Сделал
так: перед сном сунул под подушку две бумажки, на одной
написав: «ГИТИС - Захаров», на другой «МХАТ - Ефремов». Для
себя решил: какую, утром проснувшись, вытяну, так и будет. И
лег спать. Всю ночь мне снились страшные кошмары, что я
вытаскивал «ГИТИС». Утром открываю глаза, запускаю руку в
подушку и - вытаскиваю бумажку «МХАТ» - мятую, скомканную.
Думаю, выну-ка я «ГИТИС». Смотрю - абсолютно ровный лист!
Пошел во МХАТ и ни секунду не пожалел. Там работают
замечательные преподаватели.
- А почему бумажка с
надписью «МХАТ» оказалась скомканной?
- Откуда я знаю? Это
загадка для меня и мистика. Когда играешь какую-то роль, в
жизни параллельно подмечаешь, что складываются похожие
ситуации, как у твоего киношного или театрального персонажа,
чей образ ты воплощаешь. Может, человеку свойственно
привязывать одни события к другим, но чувство было, что,
когда играли «Бесов» по Достоевскому, действительно
происходят бесовские вещи. Однажды в разгар спектакля на
сцене по необъяснимым причинам выключился свет. Пришлось
половину спектакля играть в полумраке при свечах. Это только
добавило таинственности и чертовщины спектаклю. Или на
съемках фильма Антона Барщевского «Тяжелый песок» - животное
ощущение страха я испытал в сцене повешения моего героя
фашистами. Снимали на Крещение, пошел мокрый снег с дождем.
Мы стоим на морозе, на ветру в одних рубашках, босиком в
холщовых штанах; фашисты с автоматами ходят, машины, слепят
прожектора. Знаю, я - актер, играю роль, но ощущение жуткое,
как в реальной жизни! И я понимаю: мне играть ничего не
надо, и так очень страшно, до оцепенения! Думаю, должен
получиться отличный фильм, сильный.
Весь год я снимался в «Тяжелом песке» (сейчас
идет монтаж и озвучание) с Ириной Лачиной, Нелли Уваровой,
Ларисой Удовиченко.
С Ириной мы играем двух главных героев, а роль
моего отца прекрасно исполнил Эммануил Виторган.
- А как вы попали в
«Тяжелый песок»?
- Меня утвердили буквально
за день до отлета на гастроли. Как потом рассказала Даша
Виолина, креативный продюсер картины, она увидела меня
поздней ночью по телевизору, где я что-то вещал, и решила
срочно вызвать на пробы. Приезжаю на встречу с чемоданом,
так как улетаю с театром в Барнаул. Познакомились, сделали
первые фотопробы, и я поспешил на самолет. А дальше в
Барнауле (это был мой первый опыт антрепризного спектакля)
произошла трагикомичная история. На премьере, отыграв
половину первого акта, я неудачно прыгнул и сломал ногу.
Закрытый перелом.
- Сознание не теряли?
- Нет. Со сломанной ногой
доиграл второй акт, после спектакля мне наложили гипс.
Следующий спектакль в Новосибирске. Мой персонаж - комичный.
И то, что я на костылях, зрители восприняли как режиссерскую
находку. И только когда увидели меня выходящим из театра,
удивились - актер-то реально в гипсе, оказывается! В таком
виде приехал в Москву на пробы «Тяжелого песка», где 12
часов сидел в гипсе, читал текст с разными партнершами,
среди них была и Ира Лачина. А через месяц мне позвонили,
сказав, что на главные роли утвердили и меня, и Иру.
- Сценарий
понравился?
- Достаточно тяжелый
эмоционально, но интересно было прикоснуться к такому
материалу. Все люди, которые работали над этой картиной,
выкладывались по максимуму, не щадили себя. Однажды погода
нам устроила сюрприз - ледяной дождь лил, не переставая,
двое суток! А мы снимали одну из самых сложных натурных
сцен, и, кроме актеров, под дождем были 250 человек
массовки: старики и дети. Но все актеры и съемочная группа
держались мужественно. Даша Виолина трогательно о нас
заботилась и называла героями. Приятно! Все хотели, чтобы
получился фильм. Год жизни, потраченный на картину, стоит
того!
- С Ларисой
Удовиченко были парные сцены?
- Да, она
играет полячку, хозяйку гостиницы, в которую приезжает мой
герой. С Нелли Уваровой (по фильму она моя дочь) отыграли
несколько сцен. А потом встретились с ней на другом сериале
- «Атлантида», где мы по роли любовники. Еще шутили:
главное, чтобы картины не вышли одновременно. А то
получится: в одной она моя дочь, а во второй - любовница!
- Спортом каким
занимаетесь?
- Я это называю
переставлять железо с места на место. Хожу в спортзал,
бегаю, прыгаю на скакалке по три тысячи прыжков. В общем,
занимаюсь культурой тела. Если есть возможность помахать
руками, ногами, покувыркаться - с удовольствием. Особо на
специальных диетах не сидел. Сладкое не люблю, зато острое,
соленое, перченое обожаю. Однажды в одном грузинском
ресторане поспорил с официантом, что съем харчо, сваренный
по всем правилам грузинской кухни. Официант изумился, долго
уговаривал меня не спорить. В итоге он проиграл. Видимо, это
у меня в генах - дед очень острое любил.
- Как стресс снимаете?
- Бывает, просто дома тупо
валяюсь, бывает, иду в спортзал или в кино с женой (она
актриса, но из другого театра). Все зависит от настроения.
- Живете в
собственной квартире?
- Да, успел купить до
безумного повышения цен на жилье.