Роль Якова
сыграл Александр Арсентьев, известный зрителям по сериалам
«Каменская», «На углу у Патриарших», «Адъютанты любви», «Атлантида»,
«Бывшая». Мы встретились с молодым актёром и расспросили его о
съёмках в «Тяжёлом песке», о творческом пути и о личной жизни.
-
Александр, ваш Яков с детства знал, что станет врачом. А вы знали,
что пойдёте в актёры?
- Я не
собирался быть актёром, хотя и ходил в детстве в театр «Ровесник» на
родине, в Тольятти. Но это было хобби — так же, как спорт...
Родители у меня не из актёрской среды: папа работает слесарем на
«АвтоВАЗе», мама — там же бухгалтером.
После школы я
поступал в Самарский университет на факультет русского языка и
литературы и, представляете, написал сочинение на двойку —
неправильно расставил запятые! Батя говорит: «Ну ты хоть до армии
получи какую-то профессию».
И я пошел в ПТУ,
стал электромехаником по торговому и холодильному оборудованию.
Пришёл из армии — пошёл работать на завод, чинил холодильники в
столовых, плиты, котлы...
А через год решил
получить высшее образование — выучиться на адвоката. Долго
готовился, ходил даже на специальные курсы. А потом в один
прекрасный день всё переиграл: за компанию со своей знакомой пошёл в
театр «Колесо», где набирали выездной курс ГИТИСа, и поступил!
Оказалось, что
вирус театра, который попал в меня в детстве, никуда не исчез! Я
пришёл домой, собрал семейный совет и объявил, что буду учиться на
актёра. Батя сказал: «Это твой выбор, не жалей потом о нём. Но раз
уж выбрал, иди до конца!»
- А в
Москву как попали?
- Три месяца
отучился в «Колесе» и почувствовал, что мне не хватает образования.
И через год сбежал в Москву. Думал, что завалюсь во всех вузах и
через три дня вернусь. Но получилось так, что остался — меня приняли
в школу-студию МХАТ.
- Как вам досталась роль Якова?
-
Совершенно случайно: креативный продюсер фильма «Тяжёлый песок» Даша
Виолина увидела меня в передаче «Театр+ТВ», разыскала и пригласила
на пробы. Я приехал на «Мосфильм», меня попробовали в каких-то
сценах...
Потом пришёл
режиссёр фильма Антон Барщевский и спросил, читал ли я роман
«Тяжёлый песок». А дело в том, что я большой поклонник творчества
Анатолия Рыбакова, перечитал практически все его произведения... за
исключением «Тяжёлого песка»!
Антон сказал, что
более предметно мы сможем поговорить только после того, как я прочту
роман. Я получил его на руки и улетел на гастроли в Сибирь с
антрепризой. И в Барнауле на премьере сломал ногу, так что на пробы
заявился в гипсе.
-
Судя по
результату, сломанная нога вам не помешала?
-
Пришлось
ограничиться сценой, где за столом собралась вся наша с Рахиль (её
играет Ирина Лачина) семья. Так все пробы и просидел за столом,
уплетая драники...
-
Фильм, я знаю,
снимали на Украине...
-
Да, там
для этого был построен целый город. Его начали строить за три года
до съёмок. А потом получилось так, что стали снимать «Московскую
сагу», а «Тяжёлый песок» на два года заморозили.
И этот построенный
киношный город прожил своей жизнью пять лет! И что интересно: за это
время, что он простоял без нас, декорации стали живыми!
Когда я приехал на
место съёмок, увидел настоящий город с добротными домами, в которые
можно было заходить и спокойно жить: в них было всё необходимое —
посуда, мебель... Когда я впервые зашёл в один из них, возникло
ощущение, как будто хозяева куда-то ненадолго отлучились.
-
Фильм «Тяжёлый
песок» силён актёрским составом. Как вам работалось в таком звёздном
эшелоне?
-
Прекрасно! Хотя с Эммануилом Гедеоновичем Виторганом, который сыграл
моего отца, я впервые познакомился на съёмках. Но когда стали
разговаривать, мне показалось, что мы знаем друг друга уже лет 20!
Мы с ним очень
быстро нашли общий язык, и нам даже не пришлось что-либо друг другу
объяснять. К тому же мы и по возрасту подходим к роли отца и сына.
И мы так привыкли к
этой манере общения, что перенесли её и в обычную жизнь... Кстати,
общаясь с ним, я в очередной раз убедился: чем крупнее актёр, тем
меньше в нем звёздности.
- А как у вас сложились отношения с вашей главной партнёршей по
фильму Ириной Лачиной?
-
Ира —
замечательная актриса и прекрасный человек, и общий язык мы нашли с
ней ещё на пробах.
-
Главные герои
фильма Яков и Рахиль полюбили друг друга, несмотря на то что они из
разных сословий, разного воспитания и образования. Как думаете,
возможно ли такое в наши дни?
-
Сейчас
тоже общество резко делится на бедных и богатых, особенно эта
разница видна в Москве. Но я верю, что всё зависит от того,
насколько двое влюблённых сумасшедшие в любви.
Когда люди любят
друг друга, они пытаются друг другу соответствовать, один тянется к
другому, ускоренно постигая то, что уже знает партнёр... Так же и
Рахиль с Яковом. Она стала учиться, а он, когда приехал в Сновск,
стал чему-то учиться у неё.
-
А у вас самого
много поклонниц?
-
Особенный наплыв поклонниц у меня был после спектаклей «Одолжите
тенора» и «Джульетта», где мы играли с Серёжей Лазаревым. Очень
много девочек бегали тогда на спектакли ради него, а некоторые, кому
он не достался, западали на других актёров, в том числе и на меня.
Конечно, когда к
тебе после спектакля подбегают девочки, приглашают в кафе — это
замечательно, это приятно. Но я понимал, что зовут в кафе они не
меня, а того персонажа, который только что был на сцене. Меня-то они
не знают! Я-то совсем другой: местами неприятный, даже занудный...
-
А какие
качества в женщине для вас самые главные?
-
Женщина
должна быть красивой, умной, нежной, понимающей, любящей, с чувством
юмора, терпящей меня.
-
Вы уже нашли
себе такую?
-
Да, это
моя жена. Она актриса, и мы живём вместе уже много лет.
-
А что для вас
означает любовь?
-
Не
хочется говорить красивыми словами... Это слово и в жизни-то нечасто
произносишь, чтобы оно не стало ложью. Наверное, это умение
пожертвовать своими желаниями и своим эгоизмом ради любимого
человека.
-
Что было самым
трудным для вас во время съёмок?
-
Мне
поначалу было нелегко играть молодого Якова. Ему 19 лет, а мне 35! Я
всё время пытался вспомнить: а какой я был в молодости, какое у меня
тогда было восприятие мира?
Ведь важен не
возраст, потому что любое лицо подправит грим, а твоё мироощущение,
отношение к жизни, к людям, к событиям, которые происходят вокруг
тебя.
-
А что было
самым памятным?
-
Своё
33-летие — возраст Христа — я отмечал у виселицы...
-
То есть?
-
В этот
день снимали, как вешают няню, которую сыграла Марина Швыдкая.
Трудно было вместить в себя эти противоречивые чувства: когда у
тебя, у настоящего, вроде бы праздник, а в твоей киношной жизни
близкого и дорогого тебе человека обрекли на гибель...
-
А каковы были
ощущения, когда вешали вашего героя Якова?
-
А вы
представьте картину: ты стоишь босиком на табуретке в одном исподнем
с петлёй на шее... Идёт дождь со снегом, дует ледяной ветер, темно.
Лают собаки, стоят люди в форме фашистов, плачут женщины и дети.
Поначалу было очень
холодно, а потом вдруг в жар бросило! Потому что в какой-то миг я
отчётливо представил себе, как это было на самом деле.
Стало не просто
страшно — жутко! Я видел, что вон там стоит камера, а режиссёр
подсказывает, что нужно делать. Но в мыслях было: вот она, моя
смерть!..
-
В одном из
интервью вы сказали, что каждая сыгранная роль накладывает на вас
свой отпечаток. Так было и с «Тяжёлым песком?»
-
Да,
после него я долго ходил с крашеными волосами (смеётся). А если
серьёзно, сейчас я стал больше задумываться над теми поступками,
которые делаю в жизни. Над словами, которые говорю людям.
Ещё больше полюбил
родных и близких. Ещё больше утвердился в том, что большая дружная
семья — это замечательно. Посетили мысли, что очень не хочется,
чтобы такие трагические события когда-нибудь повторились — и не
только в отдельной семье или в стране, но и в мире вообще.
А когда смотришь
новости, становится обидно от того, что человек-то со временем не
умнеет! К сожалению. Когда тебе переваливает за тридцатку, начинаешь
думать: чёрт побери, а ведь действительно всё, что говорили
родители, дедушки и бабушки, правда.
Ведь всё так и
есть! И ты то же самое будешь говорить своим детям, а они так же,
как и ты когда-то, не будут этому верить, будут это отрицать. И в
итоге набьют те же самые шишки и получат по мордасам.
И только придя к
определённому возрасту, начнут понимать, что правы были и родители,
и дедушки с бабушками. Лично меня произведение Рыбакова ткнуло носом
в то, что всё-таки не учит нас история ничему...