Джилинджер — «распространенная» латышская фамилия…
Насколько я понимаю, Джилинджер — это творческий псевдоним. Нам
он сказал: «Зовите меня Джил». Джил — известный в Латвии режиссер,
работает в театре «Дайлис». Он — бывший рокер, и выглядит, как
человек с «роковым» прошлым. Хотя в свои 42 года, он уже дедушка.
Пьесу Танкреда Дорста «Фернандо Крапп написал мне письмо» он уже
ставил в Риге десять лет назад.
Дж. Дж. эмоциональный, как все прибалты?
Он умеет взрываться, особенно, когда показывает, как надо играть
роль. Но на актерах не срывается. Говорит: «Есть три вещи в жизни —
алкоголь, сигареты и секс — которые удерживают тебя в уравновешенном
состоянии». Наверное, благодаря этому он — человек сбалансированный.
И профессионал — мы выпускаем спектакль за полтора месяца, четко
укладываясь в график. С Джилом интересно и легко — и по-человечески
и творчески. Он из тех редких режиссеров, которые не напрягают,
не требуют от тебя невозможного. Но умеют сделать так, что у тебя
получится то, что сначала кажется невозможным.
И что для вас такого особенно невозможного?
Стилистика современного немецкого театра, я бы сказал. Сама пьеса
достаточно жесткая в человеческих проявлениях персонажей.
В крайности проявления эмоций. Такая сдержанная северная эмоция,
когда ты сидишь на бочке с порохом, и зажженный фитиль потихонечку
подбирается к этой бочке.
А поконкретнее, что там, в бочке?
История драматическая. Я играю миллионера, который любит
в извращенной форме. Может, это сильно сказано. Потому что,
наверное, так любят многие мужчины. Считают, что говорить о любви
не надо — и так все понятно. А женщинам мало поступков, им нужны
слова, эмоции, что для Фернандо Краппа — мишура, лишнее. Любовь есть
как вещь у вас в кармане, кричать не надо. Крапп знает, что любит,
и ему достаточно. Не обязательно говорить об этом своей жене.
А когда появляется третий — некий Граф — Крапп не идет бить морду,
а очень элегантно поворачивает ситуацию так, что и жене, и Графу
становится не по себе.
В Школу-студию МХАТ вас принимал сам Ефремов. Чем удалось
его пленить?
Олег Николаевич при приеме задал всего один вопрос: «Вам сейчас
двадцать два года. Что вы делали до этого?» Я рассказал на полном
серьезе о том, как после школы меня забрали в армию, как мне,
не игравшему ни на одном музыкальном инструменте, предложили играть
в военном оркестре. Дирижер сказал: «Улыбнись», — я улыбнулся,
дирижер поставил диагноз: «Трубач». Я за час выучил партитуру
четвертого марша Шопена на тубе и со следующего дня стал ездить «на жмура»
— в похоронной команде. Военный оркестр на похоронах — самая дешевая
услуга, деньги платить не надо, надо всего лишь накормить
музыкантов.
…Знаете, я за время солдатской службы перехоронил так человек
двести. Научился философски относиться смерти. Живут люди разными
путями, а путь на кладбище один и тот же: одни те же ветки на земле,
одни и те же машины везут, все та же наша похоронная команда…