- В коммунистическую эпоху почти все русские дети мечтали стать
актерами или космонавтами. Разве сейчас сохранился интерес к
этой профессии?
- Да, интерес
остается в большой степени. В 90-х годах, все хотели быть
юристами и экономистами. Но с появлением российских сериалов,
многие из которых были популярны у зрительской аудитории,
молодые люди стали пребывать в иллюзии, что актер может
добиться успеха и процветания в одночасье. Конкурс поступления в
театральные ВУЗы огромен. Число абитуриентов, конкурирующих
между собой за каждое место, возросло с 80 до 200 и выше в
последнем десятилетии. Но студенты сегодня очень разные. Я вырос
в Советском Союзе, а они были сформированы в хаосе России 90-х
годов. Если нам, студентам предлагали роль, то первый наш вопрос
был всегда: «Кто режиссер?», теперь «сколько платят?»
- Что происходит с Русским драматическим театром?
- Он находится в
переходном периоде, и положение его является очень неустойчивым.
В 80-х годах было несколько школ, и каждый театр имел свой
профиль и аудиторию. Теперь репертуар русского театра
представляет собой некоторое смешение. Очень трудно выработать
основное направление, потому что публика и рынок диктует свои
правила. Сначала вы должны зарабатывать деньги, а потом, может
быть, вы сможете позволить себе экспериментировать. Кроме того,
успех в театре зависит во многом от успешности на телевидении.
Многие руководители театров стараются иметь в труппе актеров,
известных публике благодаря их участию в сериалах, хотя их
ценность как театральных актеров крайне низка.
- Каков репертуар? Много ли в нем драматических произведений?
- Современная
русская драматургия похожа на хромого человека. Иногда создается
впечатление, что авторы никогда не ходили в театр. Обычно в
периоды литературной засухи театры обращаются к классике. В
последнее время было много постановок Чехова, Достоевского,
Пушкина. Зарубежные произведения составляют примерно половину
репертуара. В театре имени Пушкина недавно поставили «Мадам
Бовари» Флобера. Большой успех с моим участием имела комедия
«Одолжите тенора» американского драматурга Кена Людвига.
- Жива ли школа художественного театра, известная «методом
Станиславского»?
- Более чем жива!
Если ты отправляешься в Европу или США с дипломом школы-студии
МХТ, (основателем которой был русский актер и режиссер
Константин Станиславский), это товарный знак. Десятки
американских студентов изучают метод Станиславского в Москве
каждый год. У нас даже есть целая группа для американских
актеров, которая формируется в школе МХТ каждые четыре года.
- Что значат для актеров телевизионные сериалы?
- Прежде всего,
сериалы - источник доходов. В сериалах актер зарабатывает
гораздо больше, чем в своем театре. Качество - последнее, о чем
он думает.
- Как живет среднестатистический русский актер?
- Только актеры
трех московских театров, получающих государственные дотации и
субсидии, могут свести концы с концами. Например, актер МХТ
получает около 1000 евро в месяц. Этот театр находится в
привилегированном положении. В моем театре я получаю около 200
евро, на которые в Москве можно прожить два дня. Нет иного
выбора, как искать новые места, чтобы заработать и выжить. Были
такие времена, когда я работал в пяти местах.
- Как Вы можете охарактеризовать нынешнее состояние русского
кино?
- Мы живем в эпоху
продюсеров, отличной от прошлой эпохи режиссеров. Продюсер –
бог, который инвестирует средства и руководит процессом. Слишком
многое зависит от вкусов этих людей, которые зачастую являются
обычными предпринимателями, имеющими мало общего с кино. Они
относятся к актерам как к рабам, и все они хотят использовать
вас. Лишь немногие актеры могут позволить себе роскошь иметь
собственного агента, который мог бы позаботиться о защите их
интересов.
- Сохраняется ли советский миф о звездах кино?
- Я считаю, что
нельзя сравнивать Belle Epoque 30-х годов с повседневной
реальностью. Период «закуски», который мы переживаем как в
театре, так и кино девальвировал значение слова «звезда». Есть
много хороших актеров, которые не являются звездами, и есть
звезды, которые никогда не играли важной роли в искусстве.