В общем,
наша. Тонко и благородно сыграв Якова Ивановского в фильме
"Тяжелый песок" по роману Анатолия Рыбакова, Арсентьев стал
совсем "нашим", близким. Даже абсолютно отрицающие сериалы люди
полюбили его героя, благородного, аристократично-сдержанного,
честного, чистого, готового ради высокой цели, ради любви
отказаться от почета и богатства, от блестящего будущего - и
даже отдать жизнь во имя других.
Александр
Арсентьев играет в кино графа Воронцова ("Институт благородных
девиц"), в театре - тенора Тито Морелли ("Одолжите тенора") и
женоненавистника Бенедикта ("Много шума из ничего"). При
необходимости этот граф умеет починить холодильник (так он мне
сказал - " не забыл свою первую специальность"). Спорт,
коллекция пивных кружек со всего мира, съемки, дом и семья - и
снова театр. Любимый, драгоценный, удивительный, мир, в котором
все интересно, остро, светло. Так живет Александр Арсентьев.
Актер Московского театра имени Пушкина. Любимец публики,
красавец и рыцарь, один из самых интересных актеров России, он
отнесся к моему предложению побеседовать легко и без позы.
"Конечно - с радостью!"
- Скажите, пожалуйста, Саша, как вам, человеку из нестоличного
Тольятти, далось покорение Москвы? Москва вас испытывала,
отторгала, ломала?
- Нет, я не
ощущал никакого дискомфорта, и у меня не было комплекса
провинциала, приехавшего в бурлящую столицу. Был азарт, был
интерес. Один раз прошел по улицам - и ощутил, что это мой
город. И его ритм похож на мой ритм, Я легко поступал на
актерский, мне было очень хорошо в Школе-студии МХАТ, на курсе
Олега Ефремова, меня окружали люди, которые не создавали
препятствий. И все говорило о том, что у меня получится…
- А чем вы объясняете такой феномен: поставили в одном театре
"Принцессу Ивонну", или "Квартет", или "Харви" - и все другие
театры тотчас берутся за эту пьесу! Что, таков синдром
массового-коллективного? Или в мире обостряются какие-то
определенные эмоции, беды, тенденции?
- Время
активное, пространство сужено - все про всех знают, все
соединяется вместе. Создается единое театральное поле. В самых
разных городах возникают живые, настоящие спектакли. Мы
поставили в своем театре - в московском Пушкинском - "Одолжите
тенора". Прекрасную комедию Кена Людвига, яркую, умную. С
прекрасными возможностями для актерской игры. Для того, чтобы
можно было сделать свою работу наилучшим образом. Это было
восемь лет назад. И вслед за нами пьесу поставили многие театры
страны. И успех московского театра вовсе не отменяет и не
затмевает успех театра в Омске, Новосибирске…
- Вы слышали о спектакле "Одолжите тенора" в Благовещенске? Мы
увидели его в рамках фестиваля "Театральный дивертисмент",
который уже несколько сезонов подряд проходит в нашей стране, и
были приятно удивлены, и уровень этой постановки лично мне
показался необычайно высоким…
- Слышал -
но не видел. Думаю, все рассказы о его успехе - чистая правда!
Слышал, что это живой, настоящий спектакль! Качество - это
качество, и география не может выдвинуть какие-то новые
критерии. В Москве, Казани, Благовещенске, в самом отдаленном
географическом пункте может возникнуть замечательный спектакль.
- Так что же в провинции иное? Провинциальное? В чем разница?
- Я не хочу
никого обидеть - но там, в провинции, другой зритель. В
Воронеже, скажем, своя, другая атмосфера. И она откладывает свой
отпечаток. А театр - он вырывается из атмосферы.
- Какой же он, этот немосковский и непитерский зритель?
- Он менее
искушен. Отсюда он и менее чуток. Он живет в ином стиле, он
иначе двигается по своему городу. Его вкус и душевный настрой
иные, я это знаю, чувствую, когда приезжаю в гости к родителям
- Пьесы, которые становятся модными, потому таковыми становятся,
что они универсальны? Или они нацелены, заточены на кассовые
сборы? Одинаково хорошо воспринимаются и в столице, и в
провинции?
- Эти пьесы
лежат на привлекательной столичной витрине, их видно, их
достоинства заметны - а хорошее все хотят иметь в своем доме. Да
и мало в мире истинно хороших текстов, проверенных, ярких,
сценичных. Всегда есть голод по хорошим текстам. Потому названия
повторяются.
- Ваше амплуа - граф, рыцарь, маркиз Д'Арни, благородный Яков
Ивановский, а как вы попали в комедийный поток?
- Граф?! Я
в театре - комик, характерный актер, это мое, меня именно так
видят в моем театре! А графы - случай, игра кинематографической
фортуны.
- Чем вам нравится ваша комическая жизнь в том же "Одолжите
тенора"
- Комедия -
моя большая любовь. Я всегда с большим удовольствием играю
комедийные спектакли. От смеха люди становятся добрее, у них
улучшается здоровье. Я почти 200 раз сыграл в этом спектакле - и
всегда, каждый раз заново ему радуюсь. И хочу еще много комедий,
разных. Наш режиссер Евгений Писарев, кажется, тоже видит меня в
таких спектаклях.
- Поклонницы, цветы, подарки, восторги, записи в интернете
"Арсеньев - лучший! Он - первый!" вас радуют? Утомляют? Мешают
жить?
- Нет-нет,
я думаю, такие вещи не могут мешать. Это очень приятная часть
профессии. Да и самый большой поток всего этого сваливается на
меня в провинции. В Москве меня не узнают. Москвичи не смотрят
сериалы, по театру они меня тоже не очень из толпы выделяют. А
вот в других городах страны я вполне знаменит. И меня узнают.
Больше по кино, чем по театру. И - спасибо моим поклонникам!
- Вы снимались в картине "Под небом Вероны"…
-…и тогда
первый раз приехал в Израиль.
- Что вы запомнили из этого первого визита? Как вам открылась,
чем запомнилась наша страна?
- Очень
хорошо все запомнилось, тепло, точнее - жарко. Помню это
ощущение, этот огонь в крови. Был июль, а я вроде и привык к
донским степям, у бабушки с дедом, к их жаре, но это несравнимо…
- Вам не было страшно, - все же наша страна не самая тихая,
скажем прямо - не Швейцария…
- Я
воспринимал Израиль как очень спокойное и цивилизованное место.
Как раз в России что-то произошло тогда, я звонил домой, друзьям
- и волновался, спрашивал, как они, что у них происходит,
чувствуя себя здесь вполне уверенно, расслабленно. Замечательно
себя чувствуя. Видимо, дело в разнице ритмов, в том, что здесь
совершенно отличный от московского поток жизни, он и создает
чувство счастливого покоя. Я в Москве быстро живу, быстро хожу
по улицам, даже иногда себя спрашиваю: куда я лечу? Здесь иначе.
За неспешностью лучше и подробнее видится главное.
- Сейчас все актеры, если не поют, то непременно играют свои
монодрамы. Как с этим у вас? Есть замыслы моноспектакля? Это
ведь прекрасный путь сказать со сцены то, что хочется, то, что
тревожит…
- Да, вы
как раз разгадали мои планы. Есть кое-что в этом плане. Хотя это
не совсем моноспектакль. Я делаю чтецкую программу, в программе
Пушкин. Я давно хотел для себя эту работу. Мечтал о ней. Люблю
читать стихи. В Пушкине есть все - и страсти, и юмор, и добрая
ирония, и лиричность. Это благодатная почва. Я хочу, чтобы
работа получилась. Первый раз она случится на сцене нашего
театра, Пушкинского.
- Премия "Золотая маска" - битва конкурентов, объективная
картина положения на российском театре - или вкусовщина?
- Это
отражение деления на тусовки. Есть разные тусовки. Идет разговор
на уровне "ты с нами - или ты из другой компании?". Премия -
ритуал, спорт, марафон разных показов. Вот тут и можно увидеть,
что делается в стране. От Москвы до самых до окраин.
- В наше время все пытаются сделать себе имя, точнее - создать о
себе миф всеми возможными и невозможными путями. Актеры
дрессируют львов, катаются на коньках, танцуют с солистами
балета странные танцы…Я уже не говорю о пении, это просто могут
и демонстрируют все… Что вы сделали и делаете для того, чтобы
лицо Александра Арсентьева мелькало всюду и вызывало восторг?
Чтобы ваша персона была на рекламном гребне?
- Я играю в
театре. Снимаюсь. Живу-работаю. Но без коньков и львов. Мне
предлагали, меня звали танцевать. Я отказался. Я думаю, что
недаром в Японии человек, который всю жизнь делает ножи, который
лучше всех делает эти самые ножи, становится национальным
достоянием. Его уважают, им восхищаются, о нем говорят… Люди
занимаются катанием на коньках долгие годы, всю жизнь. Это
трудно и здорово. В этих же проектах можно встать на коньки на
короткое время, быстренько сделать один номер - со светом,
костюмами, приемами разными. Спрятать за приемами свой
дилетантизм - и получить хвалу. За имя, за внешний эффект. Хотя
на деле это имитация, не больше. Это нечестно. Я так не хочу.
Берешься за чужое, за цирк и коньки - можешь легко себя
растратить.
- Я согласна целиком и полностью! И поэтому мне как критику так
дорог уникальный фестиваль "Театральный дивертисмент", в рамках
которого в Израиль приезжают российские, да и другие театры не
из самых грандиозных театральных столиц, расширяют горизонты,
разрушают клише, помогают понять суть театральных течений. Театр
- великая и живая субстанция, театр - учитель и развлекатель.
Театр - почти университет. Для всех и каждого. Добрый и умный
университет.
- Думаю,
такие фестивали могут многое изменить, сблизить людей, расширить
границы. Дать воздух и масштаб хорошим работам:новый зритель -
это как новая любовь…В таких вещах за спектакль голосуют новые
зрители. И актерам такие выезды - глоток счастливой судьбы.
Хорошо бы и нас взяли в орбиту такого дела…
- Пушкинский? Надо обсудить с продюсером, директором фестиваля,
нашей Дагмарой Гиллер, она всегда загорается от новых идей…У вас
есть девиз, правило, ваш символ веры?
- Стараюсь
жить настоящим. Не сетовать на прошлое, не торопить время, не
мчаться, чтобы быстрее миновало прошлое и настало будущее. Ведь
именно при таком раскладе у людей и бывает все по-настоящему. И
у них есть и прошлое, и будущее.
- Когда вам было страшно и горько на сцене или на съемках - и
когда вам бывает хорошо и радостно?
- Страшно
и горько было в той сцене в фильме "Тяжелый песок", где моего
героя казнят. Гитлеровцы оцепили помост, люди стояли вокруг,
собаки лаяли, во всем какой-то могильный холод - да и холодно
было… Я знал, что это работа, съемка, но все равно страх, тоска,
боль были настоящими… уж очень не по себе было…
- Саша, а если бы вы вдруг стали очень богатым, сказочно богатым
- куда бы вы потратили деньги? После того, разумеется, как
купили бы новую машину, костюм от Армани, подарки друзьям и
много всего любимой жене?
- Костюм
от Армани - это круто… Да нет, я бы вместо такого костюма и
многого другого потратил бы деньги на театр. На свой театр. У
нас сейчас хорошая команда, прекрасный коллектив. И этому театру
я хочу служить!
К вопросу о костюме. Александр Арсентьев умеет быть человеком
разных эпох и стилей. И естественно носит очень разные костюмы.
Он свой в любом времени. И будущего у него много. Я уверена в
этом. Яркого, творческого будущего.
Инна
Шейхатович