- Саша, в кино
вы часто снимаетесь в ролях романтических героев ...
- Разве?
- Ну как же.
Это и "Тяжелый песок", и "Под небом Вероны", и "Адъютанты любви
".
- Вы мне просто
сейчас глаза открыли. Ну да, наверное, так. Я как-то об этом не
задумывался.
- А вот в
театре у вас сплошь комедийные или характерные роли: что Тито
Мерелли в "Одолжите тенора", что Мулино в "Дамском портном". Как
так получается ?
- В новом
спектакле Театра имени Пушкина "Письмо счастья" у меня как раз
совсем некомедийная роль, даже в чем-то романтическая, как я
теперь понимаю. Хотя еще с института я всегда считался
характерным актером. Все время там кривлялся. А в кино смотрят
сначала на внешность и ее эксплуатируют.
- То есть вам
ближе характерные роли ?
- Герои-героичи
всегда очень понятны и предсказуемы. Кстати, у меня были фильмы,
где я играл убийц и подонков, совсем даже неромантических. Как
артисту мне интересно играть характерных и даже отрицательных
персонажей. Хотя... Что значит отрицательный персонаж? Вот,
например, мой Мулино в "Дамском портном" - хотел жене изменить,
но отрицательный ли он при этом герой? Нет, неотрицательный. Он
просто хочет любви.
- Ну так можно
многое оправдать. Я знаю, что вы Карандышева в "Бесприданнице"
играли. Вы и его жаждой любви оправдывали ?
- Конечно!
- А ничего, что
он Ларису застрелил ?
- А это было
случайно! Он же не хотел ее убивать, он просто был в стрессовом
состоянии.
- Саша, а вы
себя так же легко можете оправдать ?
- Нет страшнее
критика и судьи, чем я сам. Я же - Скорпион по гороскопу, если
что-то не так, начинаю грызть себя изнутри, заниматься
саморазрушением. По отношению к себе я учусь быть не то чтобы
более снисходительным, нет, наверное, более мудрым. Но не в том
смысле, что разрешаю себе низкие поступки под девизом "В жизни
все бывает".
- Где ищете
мудрость ?
- Везде ищу. Есть
такая книга "Секрет", по ней, кстати, и фильм снят. Ее смысл в
том, что нужно думать о хорошем, настраиваться на хорошее, и
тогда все будет хорошо. Вот так просто, но мне помогает.
Особенно это важно, когда играешь персонажа, наделенного
множественными пороками. Вот чтобы он не разъел тебя изнутри,
ищешь в нем хоть что-то хорошее. Герой должен быть живым, а
объем характеру придает как раз сочетание разных качеств и
красок. Я всегда адвокат своей роли. Потому что, если понимаешь
персонажа, всегда его оправдываешь.
- А живых
людей, не персонажей, вам удается оправдывать ?
- Стараюсь. Ну,
например: сейчас кризис, и людей увольняют, это для них,
конечно, плохо, но и тот, кто увольняет, делает это не от
хорошей жизни. Может быть, ему еще хуже. Бывают ситуации, в
которых нет виноватых, только пострадавшие.
- Женщин вы так
же хорошо понимаете ?
- С моей стороны
было бы большой наглостью сказать, что я понимаю женскую
психологию. Женщин понять очень трудно. Я где-то читал, что
женщины даже думают другим полушарием, не тем, что мужчины.
Иногда вообще невозможно понять, что и зачем они делают. Я
сейчас совершенно не имею в виду, что эти действия бессмысленны.
Нет, просто у одного и того же поступка, совершенного мужчиной и
женщиной, может быть совершенно разная мотивация.
- И что же
делать ?
- Мы часто не
понимаем друг друга, хотя говорим на одном языке. Надо стараться
понять, в чем причина того или иного поступка. Ведь если человек
поступает определенным образом, значит, у него есть на то
причина.
- Как говорят в
театре, нужно взаимодействовать с партнером .
- В общем, да. Я
недавно репетировал с Декланом Донелланом и спросил в одной из
сцен: "А в чем у моего персонажа здесь проблема?" Он очень
правильно ответил: "Проблема у твоего персонажа только одна - в
партнере. В его тексте - твоя проблема. Слушай его внимательно -
и все поймешь". Так и в жизни. Если я говорю женщине нечто,
после чего в мою голову летит стакан, то проблема не в ней,
проблема во мне, в том, что я ей сказал.
- Саша, вы
наблюдаете за людьми? Собираете "типажи" в свою копилку ?
- За людьми,
конечно, наблюдаю. Это профессиональное. Бывают очень
характерные жесты, гримасы, мимика. Потом это где-то всплывает в
ролях, даже неожиданно иногда.
- Откуда вы
берете образцы для поведения ?
- Можно, конечно,
ответить: смотрю фильмы, изучаю эпоху... Конечно, смотрю и
изучаю, но я не уверен, что ношу эти костюмы так же, как люди
той эпохи. Не знаю, как у меня получается, я всего лишь в это
играю.
- Вы вообще
трепетно относитесь к одежде ?
- Я вырос в
промышленном городе Тольятти. Там во времена моей юности все
ходили в спортивных штанах, и чтобы отличаться, я ходил в
костюмах и, знаете, производил впечатление! В хорошем костюме
совершенно иначе себя чувствуешь. А когда переехал в Москву, где
много строгой, официальной одежды, стал, наоборот, ходить в
джинсах. Опять же чтобы отличаться! От одежды зависит и манера
поведения, в костюме - одна, в джинсах - другая. Dress-codе
все-таки неслучайно придуман.
- А театральный
костюм для вас так же важен ?
- Для меня -
очень. Он диктует правила поведения персонажа.
- Есть детали,
которые вы сами придумываете ?
- Обязательно! В
спектакле Романа Козака "Наваждение" я играл дембеля. Художник
предложил мне выйти на сцену в гимнастерке и коричневом ремне. Я
сказал, что без кителя и белого ремня вообще не выйду на сцену.
Я же служил в армии! У дембеля должен быть аксельбант, только
белый ремень, сзади должен быть проглажен "дембельский горизонт"
- такая поперечная складка на спине в районе лопаток, кто
служил, тот знает. Без этих мелочей нет ощущения правды.
- Но ощущение
правды же не только от костюма зависит ?
- А я не только
насчет костюмов спорю. Когда снимали "Адъютантов любви",
режиссер в одной из сцен предложил мне грубо схватить и потрясти
свою партнершу. Я отказался наотрез - дворянин не может грубо
схватить даму, да еще трясти! Какие бы взаимоотношения их ни
связывали, есть же воспитание! Это сейчас мы все хватаем друг
друга, как хотим. Тогда это было невозможно. Режиссер мне
сказал, чтобы я не забывал - мой персонаж отрицательный. "Да,
мой персонаж, может быть, и отрицательный, - гордо ответил я, -
но он ни разу не ударил женщину! А ваши положительные лупят их,
как хотят!" Я думаю, что такое благородство проснулось во мне и
от костюма тоже.
- В новом
спектакле Театра Пушкина "Письмо счастья" вы играете олигарха.
Как вживаетесь в это ощущение ?
- Тяжело вживаюсь.
Дело не в том, сколько у него денег, дело в присущем Фернандо
Краппу хозяйском мироощущении. Все, что он говорит и делает, -
истина в последней инстанции. Он имеет право хотеть, все
остальные могут только исполнять его желания. Крапп к этому шел,
этого добился, он так выстроил себе мир. Фернандо Крапп не
заботится о деликатности своих интонаций. У него есть фраза: "Я
таков, каким хочу быть".
- Этой фразой
многие сейчас пользуются в виде девиза. Это модно .
- Эта история
вообще очень актуальная. Хотя я понимаю, что она далека от
реальности. В жизни все жестче. Когда мы проходили в институте
сценический бой, я выбрал японскую технику боя на мечах,
посмотрел кассеты, а никакого боя, оказывается, нет. Есть только
два удара, первый и второй. Если ты не убиваешь с первого удара,
значит, тебя убьют со второго. И никакого фехтования. Так и в
жизни - все до первой же ошибки.