«Дом актера», 2002г.

 

"Ученик учителя"

 

-  Когда вы закончили Школу-студию?

- В 1999 году. Последние два года оказались очень насыщенными: после Школы-студии пришел во МХАТ, где у меня было достаточно много спектаклей: «Скупой рыцарь», «Ундина», «Бабье царство», «Преступление и наказание», была маленькая роль в спектакле «И свет во тьме светит». Плюс массовки. В общем, горевать не приходилось. Забыл еще климовский спектакль — «Джульетта и ее Ромео». Да! еще играл Печорина в театре им. А. С. Пушкина.

 - Солидный задел для молодого артиста. Из этого перечня совсем непонятно, почему вы, спустя два года, все-таки ушли из МХАТа?

 - Меня позвал мой педагог, Роман Ефимович Козак. Я долго думал, выбирал и выбрап … все-таки его. Душа лежала к нему. Когда меня Олег Павлович Табаков спросил: «Почему уходишь?», — я сказал: «Иду, потому что меня позвал учитель». Олег Павлович, надо отдать ему должное, оставил мне четыре спектакля, которые я сегодня играю во МХАТе: «Лесная песня», «Сирано де Бержерак», «Ундина» и «Профессия миссис Уоррен». И, конечно, мне дороги мхатовские вечера.

 - А что ждет у Романа Козака?

 - У Козака ставится «Ромео и Джульетта», где я репетирую Меркуцио, помимо того, я еще ассистент режиссера в этом спектакле. Ужасно интересно следить за тем, как создается ткань спектакля. Есть много других планов, которые не буду сейчас раскрывать, чтобы «не заболтать».

 - А что сейчас играете?

 - Пока только два ввода. В моем репертуаре — два детских спектакля в театре Пушки на, «Ударяю» по утреннику: играю в детском спектакле «Остров Сокровищ» и в спектакле «Дубровский».

 - Ради двух спектаклей уходите в театр Пушкина?

 - Нет, конечно, не из-за двух спектаклей. Наверное, пошел, чтобы начать что-то новое, попробовать свои силы. Потому что все равно во МХАТе я чувствовал себя, как дома, в своем гнезде. В какой-то момент почувствовал, что хочу делать что-то еще.

 - А у вас же студия была при МХАТе?

 - Это была идея руководителя нашего курса Олега Николаевича Ефремова — создать студию при театре. Но после того, как его не стало, многое поменялось, потому что все вдруг начали думать: «А что дальше?». Хорошо, что эта история студийности плавно перешла во мхатовские вечера, которые делает с нами Марина Станиславовна Брусникина. Два года на зад, когда мы из Школы пришли во МХАТ, Марина Станиславовна подошла к Ефремову, сказала: «хотим читать стихи и прозу со сцены». Первый вечер мы читали свои работы. К нашему процессу присоединились ребята-актеры из МХАТа. Сложилась команда единомышленников, где все друг друга понимают. За два года у нас возник свой зритель, зал полный, всегда переаншлаг — мы делаем бесплатные вечера. И по том потихоньку пошло-поехало: стали искать новую прозу, стихи, устраивали тематические вечера. Один из первых назывался «Волшебный хор» — посвящался Ахматовой и ее четы рем ученикам, Найману, Бобышеву, Рейну и Бродскому. Мы показывали кинозапись Ахматовой, Бродского, читающих свои стихи. Найман и Рейн читали «вживую». Совсем недавно сыграли Астафьева — практически на следующий день после его похорон, так совпало. Марина Станиславовна принесла нам два его рассказа — «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник». За три с половиной недели мы сделали спектакль. Олег Павлович дал добро. Теперь он будет идти на Новой сцене. Когда мы репетировали, я понимал, что этот спектакль будет «цеплять», но я не ожидал такого эффекта. Мне доводилось слышать, как смеется весь зал, но я никогда не слышал, чтобы плакал весь зал.

 - Олег Николаевич Ефремов и Алла Борисовна Покровская были руководителями вашего курса в Школе-студии. По-моему, Олег Николаевич вас выделял на курсе?

 - Я так не думаю. Нормальные взаимоотношения были, как у всех.

 - Саша, не скромничайте. Я знаю, что Олег Николаевич вас выделил.

 - Не знаю. Это мне уже на четвертом курсе стали говорить: «Олег Николаевич хочет с тобой поговорить».

 - А почему он вас из беды решил выручать — что это за история?

 - Не хочу говорить об этом. Была там одна история. ..

 - Подрался?

— Ну. .. практически. Ефремов мне тогда очень помог. Потом, когда перестану стесняться, расскажу…

 - А стесняетесь?

 - Ага. Все почему-то думают, что актеры должны быть наглые.

 - А на сцену страшно выходить?

 - Нет. На сцене не стесняюсь.

 - А страха нет?

 - Это не страх зрителя, там другое — адреналин. Меня хлебом не корми — дай на сцену вылезти. К зрителю вообще надо относится так, что он, зритель, добрый. Даже если он слегка злой, его же можно завлечь — в этом вся загвоздка!

 - И все-таки, кем был для вас Ефремов? Когда вы учились, Олег Николаевич уже болел, появлялся в Школе не часто — реальным руководителем курса все равно была Алла Покровская.

 - Никогда не забуду, как Олег Николаевич приходил на все показы, на все экзамены. На первом курсе мы ставили сказки. Пришел Ефремов, отсмотрел сказок тридцать. То замечание сделает, то похвалит, а в конце говорит: «Ну, ребят, вы не переживайте — и такой театр есть, и так играть можно…». Мы, хоть и смеялись, но слышали эту иронию, понимали, что он-то знает, каким должен быть театр. После «Бури» — дипломного нашего спектакля — он нам сказал: «Выкобенивайтесь, как хотите, но не забывайте, что вы люди…». Когда мы поставили климовский спектакль «Джульетта и ее Ромео», все собрались, он сидел сбоку. Мы думаем: «Щас как даст!». Его долгая пауза, потом говорит: «Ну, вам самим-то нравится? Нравится, хотите играть? Ну, хорошо, а что…», — и пошел, чего-то там про себя думая. А спектакль получился, действительно, неоднозначный. Многое надо было изменять, доделывать; очень много споров было на репетициях — уж очень непривычный стиль.

 - А умел Ефремов хвалить?

 - Самое сильное воспоминание, оставшееся в памяти, когда он в последний раз смотрел наш спектакль. Это было «Бабье царство в Мелихово». Тогда никто не ожидал, что он приедет, потому что он был сильно болен. Лучше спектакля мы не играли. Такой лучезарный, светлый. Ефремов посмотрел на нас и сказал: «Нет, ну я знал, что хорошо, слышал, мне рассказывали… но чтоб та-а-к!… я не ожидал». После «Бабьего царства» он меня позвал, говорит: «Сань, пройдут выходные, и мы потом соберемся все вместе». Он душой очень переживал за студию, которую хотел с нами делать. Я сказал: «Конечно, Олег Николаич, соберемся обязательно». Этому было не суждено случиться. Олега Николаевича вскоре не стало. Мы много говорили с ним о театре, о том, каким должно быть театру, во многом сходились. Да, другое время, другие ритмы, зритель воспитывается на телевидении, и за эти десять лет да же вкусовые восприятия у людей поменялись. Они привыкли к сериалам на ТВ, и потому «съедают» даже плохой спектакль в театре. Я говорю: «Клиповое сознание сейчас, Олег Николаевич. Сцена тоже должна как-то отражать этот процесс». Он отвечает: «Ну, клипы, ну меняются темпы, ну другое поколение. .. Но зритель-то все равно приходит в театр за живым человеком, живыми отношениями, настоящими».

 - Объясните мне, что случилось на «Трех сестрах»? Ефремов был уже не здоров. Нельзя сказать, что до этого во МХАТе были особые победы, но на «Трех сестрах» случилось что-то важное. Мне этот спектакль дорог.

 - Премьера прошла потрясающе — это по том спектакль немного «разболтался». Мы его смотрели всем курсом, и все сошлись в одном: «Лебединая песня».

 - Как вы думаете, Ефремов понимал это, как вам кажется?

 - Думаю, да. Он часто в то время повторял: «Надо все записывать, все мысли. Вот у меня книжечка. По поводу „Трех сестер“ я там записываю с какого-то далекого-далекого года». Но я на этом спектакле вдруг услышал текст Чехова, вдруг увидел реальных настоящих трех сестер. Для меня этот спектакль — наверное, как «Три сестры» Немировича-Данченко для взрослого поколения. Виктор Гвоздицкий, Андрей Мягков, Наталья Егорова, Лена Майорова. Там гениально выстроена сцена прощания Маши (Лены Майоровой) с Вершининым, когда она как бы «подламывается». Лена рассказывала мне, как это было на репетиции. Олег Николаевич сказал ей: «Ты сделаешь к нему шаг и переломись» — «Зачем?!» — «Не спрашивай, просто переломись».

 - Кто является для вас критерием доверия, когда оценивается ваша работа?

 - У меня есть несколько людей, которые мне скажут правду по поводу моей роли. Это мои педагоги — Алла Борисовна Покровская, Роман Ефимович Козак, Марина Станиславовна Брусникина; а еще — папа, мама и брат. Маме, конечно, многое нравится, папа, напротив, умеет как-то отдалиться и посмотреть со стороны.

 - Каков рейтинг ваших ролей в семье?

 - Они не много видели — редко приезжают, живут в Тольятти. Но самый любимый у всех был «Бабье царство».

 - Вы учились в Школе-студии, потом легко и естественно перешли во МХАТ. Когда перестаешь быть учеником, вливаешься в такой серьезный коллектив, коим является МХАТ, есть разница в самоощущении?

 - Есть. Помимо того, что мы держались курсом, студией все вместе, и переход получился из школы в театр мягкий, но появилось больше внутренней ответственности. Я чувствовал, что меня будут воспринимать не просто как актера, а именно актера этого театра: я - лицо того заведения, которое представляю. Меня, скорее всего, так и не воспринимали, но наедине с собой все время время думаешь: я - актер МХАТа. У нас даже был период, когда мы проводили студийные собрания, писали устав студии. Для нас всех это было важно: «Ты - студиец театра МХАТ». Если ты на стороне что-то делаешь — веди себя соответственно.

 - Это было прямо в уставе прописано?

 - Да. Мы разговаривали по этому поводу, ссорились, ругались. Потом эти сборы как-то сами собой закончились. В чем, видимо, была ошибка: мы внутренне заставляли себя —«поступай так». А театр всегда рождается от общего дела. Возникают какие-то внутренние отношения, что не оговаривается, что не нужно записывать. Каждый естественно понимает: что можно, а чего нельзя.

 - Когда вы начинали самостоятельное существование на сцене Художественного, приходили на репетиции, в которых заняты известные актеры, вам страшно не было?

 - Я работал с Сазонтьевым, Любшиным, Сергачевым, Гвоздницким, Натальей Егоровой. Страшно — первый раз. Во-первых, возникает чувство, что на тебя смотрят, тебя оценивают, за тобой наблюдают. Когда репетировал «Профессия миссис Уоррен» с Жолобовым, с Сергачевым, Максимовой, мне почему-то казалось — вот ты ходишь, а они все время про тебя думают и отмечают: «Сейчас ты не то сделал». Потом понимаешь, они занимаются своими делами, своей ролью, самим собой на сцене, своим персонажем, они — такие же партнеры. Не было никогда такого: «Ну, ты молодой, — давай, давай!». Напротив — всегда помогали, советовали… И потом, когда за ними наблюдаешь, многому ведь учишься. Сейчас точно не помню, какую репетицию я смотрел… на сцене был Мягков. Я просто увидел, как умеет мыслить актер на сцене, что такое процесс, как он выстраивает роль, как он ходит, говорит, что делает. Я вдруг вижу отношение к профессии, к работе. Оно — у всех «стариков», которые были связаны с «Современником». Театр для них не место, где зарабатывают деньги, работают на собственную славу. Театр — то место, в котором выстраиваются духовные отношения. Это собранность, дисциплина людей, не опаздывающих на репетицию. Они всегда знают роль, всегда помогут. У них есть «чувство локтя». А каким для меня потрясением был Кашпур! Мы репетировали «Преступление и наказание», сцену в трактире. Как он играл Мармеладова! Я следил за каждым движением — как этому научиться?! Человек не просто говорил слова, диалог с тобой вел — я увидел этого Мармеладова, которого жалко, увидел все его нутро, всю трагедию.

 - А театром где увлеклись?

 - Дома, в Тольятти был такой народный юношеский театр «Ровесник», где-то в классе шестом я туда пришел. Никогда особо серьезно к этому не относился — хобби. Потом я еще борьбой параллельно занимался — серьезный парень из рабочего города, там все спортом занимаются. Несколько раз пытался из театра уйти. Но первую фразу, которую нам сказала Наталья Сергеевна, наш художественный руководитель, запомнил на всю жизнь: «Вы пришли в театр. Ваша жизнь принадлежит театру. Вы теперь полностью принадлежите ему». Я тогда всерьез это не воспринял: «Жизнь принадлежит театру — ерунда какая-то»…

 - А как поступал?

 - Я собирался вообще стать юристом. Месяц готовился. И приходит девчонка знакомая, говорит: «В студию при театре „Колесо“ набирают». А это был уже профессиональный театр. Пошел, показался — взяли. Год проучился в студии, рванул в Москву. Думал: «Завалюсь сейчас во всех институтах, и домой». Месяц ходил везде поступал. А до этого, когда мы весной с гастролями театра «Колесо» приезжали в Москву, я узнал, что в ГИТИС набирает Марк Захаров. И приехал, собственно, к нему. Поступил. Но пробовался много где. В ГИТИСе тогда был ремонт, осталось впечатление стройки; от Щуки — ощущение помпезности. А во МХАТе. .. Как сейчас помню, — открываю дверь — и этот старый коридор, эти старые люстры… Так тепло мне стало. Я сказал: «Хочу учиться здесь». Там вообще история смешная: в ГИТИС меня уже зачислили, а завтра во МХАТе конкурс еще только. Я ложусь спать, кладу под подушку две бумажки. На одной написал: МХАТ — Ефремов, на другой — ГИТИС — Захаров. Всю ночь снится, ГИТИС вытащил. Утром просыпаюсь в холодном поту, думаю: «Вытащу ГИТИС, все равно пойду во МХАТ». Вытаскаиваю… мятую-мятую бумажку — «МХАТ»! Думаю, а что же «ГИТИС»? Вытаскиваю совершенно гладкий лист. Все! Прихожу в ГИТИС, говорю: «Здравствуйте, я бы хотел забрать у вас документы». Там в полном недоумении: «Подождите… Вы же зачислены, к Марку Анатольевичу!» На что я начинаю плести что-то вроде: «Мне кажется, я не смогу быть студентом Захарова…» и т.п. Во МХАТ прилетаю — язык на плече, и меня первым вызывают. Читаю Чехова «Не в духе». Пока читал, зал так особо не реагировал — немножко хихикали. Смеяться начали позже, когда Олег Николаевич спросил: «Ну вот, вам сейчас двадцать два года» (а говорили, что тех, кому больше двадцати, берут хуже). Я перебиваю: «двадцать один, через месяц только двадцать два будет». Он продолжает: «Чем вы занимались до этого, расскажите о себе». И я начинаю: «После школы не поступил в институт. Получил двойку за сочинение. Пошел учиться в училище. Получил профессию „электромеханик по торговому и холодильному оборудованию“. Работал в столовых. Потом меня забрали в армию. В армии я научился играть на духовых инструментах. Мне дали трубу, я за неделю не смог выучить гимн России, выучил только первую цифру, после чего мне сказали; „Не, брат, у тебя не пойдет“. Мне дали после этого тубу, сказали: „Вот тебе Шопен, выучи похоронный марш“. Так как там партитура очень простая — две ноты, тринадцать тактов: пум-пум, пум-пум, потом фиеритура: пум-пум-пум-пум, через час я сыграл это дирижеру, он сказал: „Вот молодец“, и на следующий день я поехал на похороны».

 - Скажите честно — это чей текст?

 - Это мой текст, моя биография! (Смеется). Зал впокатуху лежит. Я ничего не пойму: я устал уже от этой истории, потому что думаю: «Не берете, так чего вопросами идиотскими мучаете…». Стою вот с таким настроем и на монотоне рассказываю: «На следующий день поехал на похороны. И так в течение службы несколько раз ездил в составе похоронной бригады».

 - Саша, мы знаем, что закончилось все благополучно. Вы успели поработать во МХАТе, потом ушли (!) в другой театр. Скажите, нет ли у вас сегодня разочарования в институте театра?

 - Я бы не сказал, что это разочарование. Есть внутреннее желание что-то изменить. Я чувствую, как должно быть. Это то, о чем мы говорили с Олегом Николаевичем: хочется вернуть в театр живую душу. Ее сейчас так мало.

 

Сайт управляется системой uCoz