«Московская правда», 11 марта  2009г.

"Положительных героев играть неинтересно"

Он родился в Тольятти. Родители - люди рабочих профессий, да и сам Саша в детстве хотел быть егерем, потом адвокатом, а в молодости работал на заводе: Отец сказал ему, когда узнал, что окончательный выбор сына пал на актерство: "Главное - не пожалей потом!" Арсентьев не жалеет.

 

В 1999 г. Александр окончил Школу-студию МХАТ (курс О. Ефремова), с 2001 года работает в труппе Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, где уже снискал титул "звезды". Но главное, о том, что в многотысячном списке молодых российских актеров появился еще один "стройный брюнет со жгучим взглядом", не жалеют зрители.  Впрочем, о биографии Александра Арсентьева легко узнать из многочисленных интернет-сайтов, пишущих об актерах, театре и кино. Но все они друг друга дублируют или цитируют. Почему-то кажется, что у этого артиста есть что-то типа "второго я", "второго дна": Вот и аншлаговый спектакль нынешнего сезона Театра им. Пушкина - "Дамский портной" Ж. Фейдо - дает понять: Александр талантлив, многогранен и абсолютно противоположен доктору Мулино, которого играет.
 

- Какие роли интереснее исполнять, - задаю банальный вопрос, - те, что близки по натуре, или те, что противоположны?

- Иногда противоположность играть проще, потому что кажется, что знаешь, какой он, - нетривиально отвечает Арсентьев. - Роль человека, близкого тебе по характеру, по мироощущению, как и роли положительных, правильных людей, гораздо сложнее исполнять, потому что вроде играть ничего не надо, все понятно. Нет игры, потому что с героем ничего не происходит. И тогда задача - не сделать его иконой. Отрицательному герою (а на таких артисту везет. - прим.от автора) всегда ищешь оправдание: ведь он не просто так совершал те или иные поступки, у него есть причины, которые кроются в характере. Стараешься его понять, раскрыть характер изнутри. Мне, например, интересно сейчас работать над ролью в новом сериале, где мой персонаж в 23-й серии - хороший человек, внимательный друг, а в 24-й, последней, вдруг выясняется, что он-то и есть главный злодей. С характерным героем всегда "есть, где развернуться"!

- Но это закон жанра, особенно сериального. Почему ваш герой так поступал?

- Из-за любви. Все из-за любви, - загадочно-мечтательно произносит мой собеседник.

- А "Письмо счастья" по пьесе Танкреда Дорста тоже о ней? Расскажите о новом спектакле.

- Это четвертая премьера сезона. Получилось интересно, это точно. По названию ясно, что спектакль о любви. Скорее, это пьеса о взаимоотношениях женщины и ее мужчин - мужа, любовника, отца. С персонажем, которого я играю, - Краппом, я раньше никогда не сталкивался. Он жесток, малоэмоционален, логичен. Его сложно было сделать человечным - так, чтобы он не выглядел "машиной", "роботом". Конечно, лучше увидеть постановку:

- Значит, заранее успех не планировался? А чем вы можете объяснить то, что в вашем театре такой аншлаг в последнее время? Ведь, помнится, достать билет в Пушкинский было проще простого, а теперь даже дополнительные ряды в проходе ставить приходится.

- Вот такое произошло чудо! Ни я, ни мои коллеги, ни режиссер совершенно не предполагали успех - это вещь непредсказуемая. Поверьте, никто не знал, что на "Портном", да и на "Теноре" (имеется в виду спектакль "Одолжите тенора!" К. Людвига. - О. М.) будет такой ажиотаж! Думали, пару показов - и нас закидают помидорами. Критики, например, постановку французской бульварной пьесы с элементами адюльтера не приняли. На рекламу театр почти не тратился. А публика в восторге, и это не значит, что она, публика, имеет плохой вкус или необразованна. Просто тема, сюжет близки, анекдотично знакомы. Люди приходят отдохнуть, развлечься, отвлечься, у нас уже давно начинают смеяться просто при слове "теща".

- Ну, за это спасибо нашим сатирикам и юмористам, наверное! Вы сами-то в такой ситуации, как ваш доктор-портной, не оказывались?

- Нет (смеется). И у меня золотая теща, про таких не пишут.

- Однако чувствуется, как вы выкладываетесь на сцене.

- Это от зала зависит. Иногда играется легко. Иногда чувствуешь какую-то стену, барьер, преодолеть который удается не сразу. Вопрос взаимодействия сначала с режиссером и партнерами, а потом - практически ежевечерне - с публикой, непосредственное общение друг с другом очень важны в нашем искусстве.

- В связи с этим вопрос: вы много сыграли в кино - "Тяжелый песок", "Под небом Вероны", "Адъютанты любви"... Где больше нравится работать?

- Этот вопрос часто задают. Знаете, я не снимался пока в художественном кино. Только в сериалах, а это, согласитесь, несколько другое искусство. В любом случае на съемочной площадке не хватает "дыхания зала", все уходит в этот "черный круглый глаз" объектива, тонет там. И результат видишь далеко не сразу. В театре испытываешь совсем другие чувства. Играешь каждый раз с одного дубля.

- Вас не расстраивают штампы, ярлыки, канцеляризмы, которые используют в эпитетах, когда говорят об актерах? - спрашиваю как-то сложно и невпопад разговору о гороскопах, который возник между делом и в которые, к слову, Александр не верит. - Например, "герой-любовник", "последний Дон Жуан"?

- Знаете, когда я уже учился в Школе-студии МХАТ, то впервые столкнулся с такой характеристикой: "красивый". Я, честно, не знаю, как себя вести, когда мне это говорят. Я ж не девушка, я не знаю, как реагировать на комплименты. Я рос в мужской компании в рабочем городе, мне никто этого не говорил, да и вообще вряд ли внимание обращал на внешность. И вот, когда я бегал по киностудиям, по агентствам, то режиссеры обычно брали фото и комментировали, мол, "а, он - красивый, значит, ничего не может". Вот это и было обидно. Почему-то, к сожалению, существует догма: красивый, значит, обязательно бездарный. Пока режиссер не видел меня на сцене, он не верил в мои актерские способности (таких случаев было достаточно). Так что все время приходится доказывать, что черты лица - не показатель, что нельзя делать вывод, опираясь на внешние данные и фото. Это я не к тому, что я талантлив (смеется). Это просто ответ на ваш вопрос.

- Понимаю. Вопрос таланта - тема для критической заметки, буду писать рецензию - скажу все, что думаю, обещаю. Позвольте последний вопрос - о праздниках: какие любите, как справляете?

- Все зависит от настроения. Иногда хочется уединиться, иногда побыть с близкими. Многие любят ходить на тусовки, в гости, на праздники, а я люблю их устраивать. Собираться с друзьями, общаться, вместе отдыхать. Отмечаем по возможности все: и Новый год, и День театра, и дни рождения, и Масленицу. В армии я служил, зря прожитыми эти годы не считаю, так что 23 февраля тоже праздную.

Мы выходили из театра через служебный вход. В предбаннике висела афиша "Дамского портного". Крупным планом - Александр Арсентьев. Подумалось: по-актерски фотогеничен, но на себя не похож - в жизни совсем другой. И словно в подтверждение, он обронил уже без диктофона: "Со мной трудно, я сложный!"

 

Сайт управляется системой uCoz