«Культура СИ», 25 декабря 2007г.

 

Четыре "А"

На встречу с журналистами  пришла не вся команда спектакля «Одолжите тенора», а только четверо актёров.  С прессой встретились четыре актёра театра имени Пушкина – Александр Арсентьев, Александра Урсуляк и Александр Матросов.

- Существует такая вещь, как предпремьерное волнение. Чего вы боялись перед новосибирским выступлением?

Александра Урсуляк: Я скажу честно – я не боялась. Я больше не за себя волнуюсь, а за своих коллег, которые начинают, которые выходят раньше, и смотрю на них из-за кулис. Вот за них я очень волновалась. За себя меньше почему-то. Может быть, потому, что у меня нагрузка смысловая поменьше. Я из-за кулис посылала свою энергию.
Александр Матросов: Кстати, это единственный спектакль в нашем театре – к сожалению – когда коллеги бегают смотреть со сцены своих партнёров из-за кулис. То есть обычно спектакль поставлен, и в первые два выступления мы понимаем, как он должен идти… а потом бросаем смотреть. С этим – не так.
Алексей Франдетти: Для меня было открытием, когда вдруг на премьере я случайно обернулся в сторону кулис, и увидел, что все ребята стоят и смотрят. И я прямо почувствовал этот флюид поддержки. И подумал: «Ну слава Богу! Можно дальше что-то делать».

- Расскажите о себе.

Александр Арсентьев: Знаете, я нигде ещё не играл, нигде не снимался, в первый раз играю на сцене.
Александра Урсуляк: А я училась вместе с Сашей Матросовым. У Козака и у Брусникина. А Саша учился на четыре года старше нас в мастерской Ефремова.
Александр Матросов: Я сибиряк, из города Красноярска.
Александра Урсуляк: Это ведущий артист нашего театра, между прочим. Если заболеет Матросов, то повалится весь репертуар, потому что нет спектакля, в котором Матросов бы не играл.
Александр Матросов: Теперь мне совсем нечего вам рассказать.

Но как решили стать актёром?

Александр Матросов: «Повезло» - вот, наверное, главное слово. Артистом не собирался становиться. Зараза эта в меня попала где-то в седьмом классе, я тогда поступил работать в театр пародии. И потом подумал: почему бы не попробовать поступить в Красноярский институт искусств? Меня посмотрел мастер по знакомству. Сказал; «Если рядом с тобой будет стоять парень, который не будет трястись, как ты, то я возьму его». Я на самом деле очень волновался. Но поступил. Три года там отучился, и за год до диплома убежал в Москву. Подумал, что если я не поступлю в Москву, то мне нечего делать в этой профессии. Но опять же повезло, и я поступил к замечательным педагогам Алле Борисовне Покровской, Роману Евгеньевичу Козаку и Дмитрию Владимировичу Брусникину. Везло и с педагогами, и с людьми, которые работали вместе со мной, учили меня. Замечательный коллектив в театре Пушкина. Атмосфера такая домашняя. Все с ней сталкиваются и удивляются, когда приходят работать. Нет этой закулисной обсуждаловки, этой грызни: «я хочу эту роль, поэтому я подставлю того-то». Во всяком случае, я об этом не знаю. Не возникает ощущения второго дна.

Есть ли у вас роль мечты, та, которую вы очень хотите сыграть?

Александр Арсентьев: Наверняка такие мечты есть у каждого. Я для себя этого не формулирую, потому что как только сформулируешь для себя мечту, она случается. А потом? К чему дальше-то стремиться? Наверное, я не отношусь к той категории актёров, которые мечтают сыграть Гамлета. С любой ролью, которая попадается в творчестве, встречаешься, наверное, пытаешься сделать её как роль, к которой шёл всю жизнь. Только при этом отношении она у тебя получится. Я бы так ответил.

Александра Урсуляк: У меня тоже, кстати, нет какой-то определённой мечты: сыграть что-то. Но могу сказать, что пока что меня баловали хорошими ролями. И мне всегда предлагали очень хорошие роли. Очень хорошие. И никогда так не было, чтобы я мечтала их сыграть. Мне их предлагали, и я влюблялась в них во время того, как мы репетировали. Я надеюсь, что и дальше так же будет.

Алексей Франдетти: У меня есть чёткий список (дружный хохот коллег – корр.) тех ролей, которые я хочу сыграть, но озвучивать его – мы же говорим о мечте, а, следовательно, мне очень хочется, чтобы она сбылась – озвучивать что-то конкретное мне бы не хотелось, потому что я правда очень хочу, чтобы это случилось. Для каких-то ролей, я понимаю, нужно ещё дорасти. Не хватает просто опыта, внутренних сил, ещё чего-то. Но, скажем так, мне бы очень хотелось поработать с французским экзистенциализмом.

Александр Матросов: Значит, так. Моя позиция трагична. Потому что я мечтал сыграть Ромео. До сих пор мечтаю. Я понимаю, вы смотрите на меня, и вам кажется, что роль не моя… Да, это роль возрастная! Это я заявляю всем. Мальчик не может сыграть Ромео. Либо ставить это должен гениальный режиссёр-педагог. Это раз. Два. Я мечтаю сыграть Гамлета. Но две сцены из него. Если надо озвучить, какие, могу озвучить. Нет, не с Йориком. Это похороны Офелии и сцена с Гертрудой. Отелло. Видите, мазками такими идём – Шекспир сплошной… Я играл Отелло в дипломе, но это была такая урезанная версия. Роман Ефимович Козак ужал пьесу до полутора часов. То есть взяли основную «рыбу». Я буквально душил Дездемону, она убегала за кулисы, я выходил, говорил ещё два слова – финальный монолог – и… всё, и вот. Умирал типа. Как-то это была такая не печальная история. Такая она была немножко с юмором. У нас не было трагедии. Все трагические куски мы как-то вырезали. Для школьного возраста, так сказать. Если не Шекспира, то «Что случилось в зоопарке», роль Джерри.

- Вам не обидно, что только Лазарева выделяли?


Александр Арсентьев: Не обидно. В том, что выходило, говорилось всегда о коллективе.
Александра Урсуляк: Я, например, пришла в этот спектакль намного позже, когда его играли почти два сезона. И я пришла только по одной причине – потому что он мне очень нравился. Самое главное – что мне нравится атмосфера внутри постановки, что это очень командный спектакль, когда один подхватывает другого, и каждый друг за друга болеет. Он именно командный, он не соревновательный, на мой взгляд.

- Вы брали специальные уроки вокального мастерства?


Александр Арсентьев: Мы с этим родились (дружно смеются). Конечно, есть специальная подготовка. Ты готовишься к роли, к тому, чтобы зритель в зале слушал и не верил, что мы поём вживую. Когда мы играли в Москве, многие говорили: ну вот, опять начали петь под фонограмму. А мы поём вживую. И очень многие не верят, что можно бегать – и петь. Можно скакать – и петь чисто, без дыхания. Все привыкли, что эстрадные артисты поют под фонограмму. Это подготовка, профессия такая. Но была подготовка, а как же. На первые спектакли ведь шли люди искусства. Они видели название – «Одолжите тенора» - и ради только названия шли посмотреть, как поют там оперные партии. И для некоторых оперных певцов было удивление. Например, у нас есть дуэт с Бяковой в начале второго акта, и они удивлялись: как поют без аккомпанемента?

- Как вы находите новосибирскую публику?


Александр Арсентьев: Интеллигентный зритель. И, по-моему, несколько неготовый.
Александр Матросов: Да и мы особо тоже.
Арсентьев: Зрители разные совсем. И, получается, тот, который был в Сочи, в Питере, в Москве… Здесь очень долго к нам присматривались.
АлександраУрсуляк: Я заметила, что смехи были в совершенно разных местах. И неожиданные, не общим залом… У всех было всё свое. Первое время – первые пятнадцать минут – было так: «Аааа…».
Арсентьев: Друг к другу так пристраивались. Поэтому финальный приём был неожиданным очень. Потому что присматривались долго-долго-долго, а потом вроде как: «…эх, хорошо!». Подружились.

- Ваши друзья были на спектакле?


Александр Матросов: Два моих друга были. Работают в театре «Глобус». Это Алексей Крикливый, режиссёр, и Илья Паньков, артист. Они профессионально смотрели. Хохотали, отдохнули.

- Требовалось ли адаптировать спектакль к новой сцене?


Александр Арсентьев: Адаптация по техническим вещам, наверное, да, происходит всегда, потому что разные площадки. Адаптация всегда происходит в каждом спектакле, независимо, в Москве ты играешь или куда-то приезжаешь. Всегда разный зал. Именно площадка. И зритель всегда разный. Очень нужно подружиться, познакомиться. В Новосибирске, например, у всех участников спектакля было ощущение, что мы играем премьеру. Волновались, всех колотило, всё это очень ответственно. Не то что когда играем в третий, четвёртый раз спектакль и расслабились: всё прекрасно… Такого не было. Очень страшно. Очень. Как будто в первый раз с парашютом прыгаешь.

- С «Тенора» уходили. Почему? Не готовы?


Александр Арсентьев: Зрители всегда уходят. Нет ни одного спектакля, с которого бы зрители не уходили. Невозможно понравиться всем. Мы же не мёд, не золото всё-таки. Кому-то нравится, кому-то нет, значит, кто-то уходит. Кто-то принимает, кто-то не принимает. Это нормальный театральный процесс.
Алексей Франдетти: Я смотрел спектакль четыре раза как зритель. И приходил на него постоянно, просто потому, что получал огромное удовольствие, равно как и все те люди, которые находились со мной в зале в этот момент.

А теперь – как и было обещано в начале, о Максе.

И на сцене, и в жизни Алексей Франдетти производит впечатление скромного молодого человека. Но, присмотревшись, понимаешь, что не так всё просто. Алексей закончил всероссийский государственный институт кинематографии в 2006 году. Играл главные роли в мюзиклах «Ромео и Джульетта», «Маугли», «Золушка» (Театр оперетты). 8 декабря он сыграл в этом театре премьеру – мюзикл «Рикошет». «Собственно, случилось такое событие в жизни – меня пригласили в этот спектакль. Я почувствовал: пригласили не просто в спектакль – пригласили в команду, в семью», - говорит Алексей.

- Вас позвали, чтобы вернуть спектакль в репертуар. Стало быть, вы хорошо поёте?


- Это вы услышите вечером.

- Не «давило», что это чужая одежда, чужая роль? Хотели повторить рисунок роли или вы принципиально вносите что-то новое?


- Нет принципиальной позиции делать конкретно по-другому, просто чтобы сделать по-другому. Когда есть какие-то вещи, когда они сделаны хорошо, то почему нужно что-то менять? Тем более есть внешний рисунок роли, очень чёткий, вплоть до па. Просто необходимо работать в нём: если ты вовремя не откроешь дверь, в неё, не дай Бог, кто-то впишется. Есть чисто технические вещи. А внутренне, естественно, я пытаюсь… У меня есть чисто моё отношение к роли, и невозможно привнести что-то другое, это только мой взгляд на те или иные события, которые происходят с героем.

Франдетти – это не псевдоним, как могло показаться, а настоящая итальянская фамилия. Восточных кровей, говорит Алексей, в нём нет абсолютно, за исключением того, что он родился и вырос в Ташкенте. Сегодня он «разрывается» между тремя театрами: имени Пушкина, Оперетты и Центром драматургии Казанцева и Рощина. Пока пытается совмещать работу в этих театрах и вполне доволен.

- Самая-самая роль – это какая?


- Невозможно сказать, что самая вот эта моя любимая роль, эта – нелюбимая. Так получилось, что все роли, которые на сегодняшний день сложились в моей жизни – это не просто «меня кто-то там на них назначил, потому что я не нахожусь в труппе ни одного театра». Каждую я хотел получить, и она была заслужена, и не просто так она свалилась на голову, она была получена потом, кровью, каким-то трудом. Поэтому каждая роль, будь то Маугли, Ромео или Макс – для меня каждая очень ценна.

- Хотели стать звездой?


- Конечно, я буду кривить душой, если буду говорить, что не хотел. Когда-то, может быть, стояла конкретная задача – стать звездой. А со временем просто приходит желание хорошо сделать эту работу, хорошо сделать вот эту работу. И звёздность – уже просто результат, следствие, которое приходит за тем, что ты сделал. Поэтому главное на сегодняшний день – справиться с поставленной задачей.

 

Сайт управляется системой uCoz